Рускони


Рускони
, Камилло (Rusconi, Camillo) 1658, Милан — 1728, Рим. Итальянский скульптор. Мастер позднего барокко, имевший много последователей. Обучался в иезуитском колледже в Милане; с 15 лет занимался скульптурой под руководством Дж. Рузнати, автора декора фасадов церкви Санта Мария делла Пассьоне в Милане. Последний рекомендовал его римскому скульптору Э. Феррата, в мастерской которого Рускони работал в 1684—1686, помогая Феррата в исполнении заказов. Начал работать сначала в стукко, исполнив декор в римских церквах Сан Сильвестро ин Капите, Сан Сальваторе ин Лауро, Сан Вито э Модесто, Санта Мария дель Орто, Санта Мария ин Валичелла. К ранним самостоятельным работам относятся также Алтарь Св. Иньяцио в церкви Иль Джезу в Риме, Алтарь Св. Онофрио в церкви Санта Кьяра в Монтефалько. С 1686 владел собственной мастерской в Риме. Для знатных заказчиков выполнял копии с античной скульптуры маленького размера в бронзе, мраморе, терракоте. Одним из патронов Рускони в Риме стал Никколо Мария Паллавичини, для которого он выполнил фигурки четырех мраморных путти (Виндзор, Королевское собрание). Созданные Рускони надгробие Джузеппе Паравичино в церкви Сан Франческа а Рипа и надгробие Раффаэле Фабретти в церкви Санта Мария сопра Минерва (оба — до 1700) указывают на то, что стиль скульптора сформировался в кругу последователей Дж. Л. Бернини. Об этом свидетельствуют и аллегорические статуи четырех Добродетелей (Умеренность, Сила, Справедливость, Благоразумие) для капеллы Лудовизи в римской церкви Сан Иньяцио (1680). Благородная постановка головы, порывистые жесты, нервные складки одежд указывают на традицию римской барочной пластики. В 1726 Никола Флейгелс, директор Французской академии в Риме, назвал Рускони "самым крупным скульптором в Риме". С 1727 член Академии Св. Луки. Его мастерскую посетил папа Климент XI, пожаловав скульптору титул "кавалер Христа". Рускони создал много портретов: портрет в рельефе Ф. Гомми, супруги художника К. Маратти в церкви Санта Фаустина в Камерана; портрет в рельефе Дж. Эузанио для надгробия в церкви Сант Агостино в Риме. Одной из лучших его работ является Портрет Джулии Альбани дельи Абати Ольвьери (ок. 1719, Вена, Музей истории искусства), заказанный для надгробия этой знатной дамы, родственницы папы Климента XI Альбани. Рускони изобразил ее с "жестом милосердия" (с правой рукой у сердца), словно склонившейся перед алтарем, подчеркнул аристократическое достоинство и набожность модели. В 1709—1718 К. Рускони принял участие (а с 1714 возглавил) в украшении скульптурой интерьера крупнейшей римской церкви Сан Джованни ин Латерано. Руководил исполнением заказа папы Климента XI кардинал Бенедетто Памфили, архиепископ латеранской базилики. Возглавляли работы архитектор К. Фонтана (до 1714) и живописец К. Маратти. Для 12 овальных ниш со стукковыми рельефами крупнейшие скульпторы Рима должны были исполнить статуи ангелов, а живописцы написать фигуры пророков в овалах над нишами. Рускони исполнил фигуры св. Якова Старшего, св. Иоанна, св. Матфея и св. Андрея. "Эта статуя идет!" — воскликнул папа Климент XI, увидев статую св. Якова Старшего. Однако экспрессия барокко в исполнении этих фигур несколько ослаблена влиянием неоклассицистической манеры К. Маратти. Бурное движение складок одежд апостолов, жесты их рук не выходят за пределы ниш, большие фигуры (ок. 4,5 м) довольно рационально вписаны в их овальное пространство. Влияние классицистических тенденций сказалось и в надгробии папы Григория XIII в соборе Св. Петра (1719—1725). Оно исполнено из белого каррарского мрамора, и лишь розовые пилястры отбрасывают цветные блики на белоснежный камень. И в зрелом возрасте Рускони продолжал создавать в бронзе и мраморе копии с античной скульптуры (Фавн с виноградной кистью, 1728, Берлин, Гос. музеи; Апостол Андрей, ок. 1705, Вена, Музей истории искусства), декор для каминов (рельеф Леда и лебедь, Англия, частное собрание). У Камилло Рускони было много учеников, среди которых такие известные мастера, как П. Браччи, Ф. делла Валле, Дж. Б. Маини и др.
Лит.: Baumgarten S. Les ?uvres de Camillo Rusconi a Rome // Revue de l’art ancient et moderne. 1936—1937. Vol. 30. P. 233—238; Ricoboni A. Roma nell’Arte: la Sculptura nell’evo moderno dal quattrocento ad Oggi. Roma, 1941; Broedes F. den. The Lateran Apostles. The major sculpture commission in Eighteenth Century // Apollo. 1967. Vol. 85. P. 360—365; Enggass R. Rusconi and Raggi in Sant’Ignazio // The Burlington Magazine. 1974. Vol. 116. May. № 854. P. 258—262.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Рускони" в других словарях:

  • Рускони — (Мауро) зоолог начала нынешнего столетия. Открыл (1836) сегментацию яйца у рыб и поверхностную сегментацию вообще; он исследовал превращение амфибий и строение лимфатической системы. Его именем (anus Rusconi) называли одно время бластопор,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рускони, Стефано — Стефано Рускони Stefano Rusconi Завершил карьеру Центровой Тяжёлый форвард Рост: 208 см Вес: 125 кг …   Википедия

  • Рускони, Феликс Осипович — доктор медицины, лейб хирург; по происхождению итальянец, Австрийский подданный, родился в 1769 или 1770 г. Вступив в службу волонтером при Московской Госпитали 13 го декабря 1795 г., он 1 го ноября 1798 г. был произведен в кандидаты хирургии и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Маини — Джованни Баттиста (Maini, Giovanni Battista) 1690, Кассано Маньяно Варезе 1752, Рим. Итальянский скульптор, один из крупных мастеров барокко. Родился в маленьком городке в Ломбардии, с 1709 работал в Риме, обучался в мастерской К. Рускони и,… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Филиппо делла Валле — (Filippo della Valle) 1698, Флоренция 1770, Рим. Итальянский скульптор. Мастер переходной эпохи от позднего барокко к неоклассицизму. Во Флоренции учился у своего дяди по материнской линии, известного скульптора Дж. Б. Фоджини, придворного… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ИЕЗУИТЫ — [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… …   Православная энциклопедия

  • Семейство настоящие саламандры —         В последнее время хвостатых земноводных разделили на несколько семейств. К первому из них, настоящим саламандрам, относится большинство хвостатых гадов, хотя не самые своеобразные виды. Саламандры отличаются следующими признаками: по… …   Жизнь животных

  • Лоретти, Робертино — Робертино Лоретти Roberto Loreti …   Википедия

  • Лоретти — Лоретти, Робертино Робертино Лоретти (Роберт Ампельманн) Дебютный альбом 1961 года Основная информация Полное имя Роберто Лорети …   Википедия

  • Браччи — Пьетро (Bracci, Pietro) 1700, Рим 1773, Рим. Итальянский скульптор, один из ведущих мастеров Италии 1 й половины середины XVIII в.; сыграл значительную роль в переходе итальянской пластики от барокко к неоклассицизму. Обучался у своего отца,… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.